Запорожье ощутит негативные последствия предложенного государственного бюджета — об этом почти единогласно заявляют депутаты горсовета. Можно предположить, что придется пересматривать расходы и в целом Запорожскому региону. Насколько ощутимые сокращения ждут нас в следующем году? — в интервью с Егором Семенковым — первым заместителем председателя областного совета.
Главный документ государства читается различными политическими силами по-разному. Например, министры отмечают, что это один из лучших бюджетов, где учтены реальные доходы и расходы. Оппозиция говорит обратное.
Ваша оценка, как человека, который видел разные бюджеты и может сравнивать?
— Буду оценивать ориентировочные показатели областного бюджета и влияние показателей госбюджета, который предоставлен ко второму чтению, на функционирование Запорожской области, в частности учреждений Запорожского облсовета и громад.
Во-первых, экономика страны не функционирует должным образом, если наблюдаются явления по закрытию или возбуждения производства по делу о банкротстве крупных предприятий. Имею в виду Запорожский трансформаторный завод.
Во-вторых, нестабильная ситуация наблюдается на «Мотор Сичи».
В-третьих, сложная ситуация и у запорожских металлургов, ведь сегодня нет нормального рынка сбыта. Значительно упали мировые цены на металл — это отражается на функционировании и стабильном развитии предприятий.
Итак, если наши крупные предприятия испытывают нестабильность, то вполне очевидно, что и бюджеты любого уровня, запорожский городской, областной бюджет, будут это чувствовать. Почему? Потому что базовый источник наполнения бюджета ОТГ или города — налог на доходы физических лиц, 60% которого остается в бюджете города.
В случае сокращения заработных плат, если люди не работают полную рабочую неделю, или происходят сокращения персонала, все это автоматически отображается на областном и городском бюджете.
Поэтому правительству Украины необходимо срочно обратить внимание на экономику, необходимо собрать за круглый стол профсоюзы, федерацию работодателей, весомые общественные объединения и спросить: «Уважаемые, что нам необходимо для того, чтобы улучшить экономическое положение?».
— Чувствуете ли Вы, что власть идет на такой диалог?
— Для меня лакмусом «слышит ли власть конкретные проблемы металлургов или химиков», будет, отреагирует ли она на запланированное повышение тарифов на газ. Почему так? Потому что ожидаемое повышение тарифов на газ примерно 25%. Если для населения это примерно 400 грн. дополнительной нагрузки на семью, имею в виду 2-комнатную квартиру, то для промышленности — это удар ниже пояса. В химической промышленности 80% себестоимости — это затраты на газ. Например, предприятие «Днепроазот» такое подорожание поставит на колени. То же самое касается украинских металлургов — сейчас нет нормальной цены на металл на рынке, и любая нагрузка на себестоимость продукции даже на 5% сделает металлургию убыточной, это опять же потеря рабочих мест, ухудшение экономического состояния.
— Экономическая ситуация в Запорожье и в целом по Украине нестабильна. Как это сказывается на государственном бюджете и соответственно, что получит Запорожская область?
— Почему мы считаем, что ситуация нестабильна? В августе этого года мы увидели недовыполнение облбюджета. Серьезные усилия направлены на то, чтобы выполнить бюджет 2019 года. Это не прогнозы, это уже реальная картина.
Если говорим о базовых показателях областного бюджета на следующий год, как бы ни было сложно, но мы видим бюджет развития: примерно 140 млн. грн., однако, это очень незначительная сумма.
Второе — государственный фонд регионального развития — примерно 250 млн. грн.
Экологический фонд — около 100 млн. грн. — это также незначительная сумма. Мы неоднократно обращали внимание Верховной Рады, Кабмина на то, что 100% экологического налога должно оставаться в регионе. Промышленные предприятия работают здесь, в Запорожье и области и отсчитывают этот налог, поэтому логично, что каждая гривна должна оставаться здесь. Это инструмент для развития территорий.
— Но, к сожалению он не остается?
— Остается только 30%. И именно поэтому 100 млн.грн. для Запорожской области в целом это очень незначительная сумма.
— Где наибольшие потери почувствует Запорожская область?
— Начну с медицинской реформы. В 2020 во исполнение Закона Украины «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения» заработает программа медицинских гарантий. Создана Национальная служба здоровья, которая будет закупать конкретные медицинские услуги. Итак, почти все учреждения здравоохранения Запорожского облсовета должны превратиться в некоммерческие коммунальные предприятия. Это не коснется только Запорожского областного бюро судебно-медицинской экспертизы, Запорожского областного специализированного дома ребенка «Солнышко», центра медико-социальной экспертизы (МСЭК), областной базы специального медицинского снабжения. Все остальные, по мнению НСЗУ, должны быть преобразованы в КНП.
Подчеркиваю, это мое личное мнение, однако на сегодня областной совет вынуждена принимать решения между очень плохим и плохим. Объясню почему.
В проекте госбюджета-2020 предусмотрено финансирование медицинской отрасли только на первый квартал, то есть до 31 марта будет профинансирована система медицинских учреждений Запорожской области.
А дальше те, кто перейдут на финансирование из Национальной службы здоровья, будут получать оплату медицинской услуги. При этом по состоянию на сегодня мы не знаем, сколько стоит каждая услуга, сколько стоит услуга по проведению операции удаления аппендицита или операция на сердце. Завтра будут созданы медицинские КНП, больницы будут формировать свои финансовые планы. Чтобы рассчитать план, они должны знать, сколько стоит каждая услуга, сколько людей к ним в больницу придет — таким образом они могут формировать бюджет. Так вот, на сегодня мы не имеем утвержденных показателей, сколько стоит каждая услуга.
— Готовы запорожские больницы перейти на эту новую систему финансирования?
— Областной совет очень внимательно относился к этой реформе. Неоднократно мы приглашали экспертов из Киева для подготовки наших больниц к наиболее плавному переходу.
Готовы ли? Я уже сказал, что это «очень плохое» или «плохое» решение. Когда мы создадим КНП, перейдем на финансирование с помощью Национальной службы здоровья, никто не гарантирует, что все больницы будут функционировать. Ведь если больницы будут убыточными, то что делать?
Вы уже видите, что, например, в Молочанске больница закрывается. Очень не хотелось бы, чтобы другие наши областные или районные больницы постигла та же участь. Думаю, что государство должно обеспечивать 49 статью Конституции и, обеспечивая стабильное финансирование, не допускать сокращения сети медицинских учреждений.
Новые правила игры должны быть указаны заранее, чтобы любое медицинское учреждение успело подготовиться. Поэтому сегодня, рассматривая показатели государственного бюджета 2020, замечаю, что планируется финансирование медицинских учреждений областного совета только на первый квартал, и это большая проблема.
— Трудно делать прогнозы, но все же, после того, как не будет уже государственного финансирования, что изменится для обычных жителей Запорожья, когда они будут обращаться в больницу?
— Думаю, что Департамент здравоохранения ОГА должен выйти и откровенно рассказать, что ожидает каждого гражданина.
Это мое личное мнение, однако доступность медицины будет значительно снижена, к сожалению.
Поэтому государство, Министерство здравоохранения, должны ответственно подойти к реформе, начатой еще предыдущей властью, и посмотреть, чтобы граждане были с нормальной услугой за адекватные деньги.
— Какие еще потери будут в Запорожской области, учитывая цифры государственного бюджета, которые Вы видели?
— Хотел бы сказать о дополнительной дотации госбюджета местным бюджетам на осуществление переданных из госбюджета расходов на содержание учреждений образования и здравоохранения.
На следующий год Запорожская область получит на 47% меньше, чем в 2019 году. Это означает, что каждая громада в Запорожской области, каждый районный бюджет, бюджет города и области получат в 2 раза меньше сумму на содержание школ и больниц, я имею в виду именно дополнительную дотацию.
В связи с тем, что ее не хватает, громады направляют свои бюджеты развития на финансирование учреждений образования и медицины. То есть в громадах не остается средств на строительство или текущие ремонты, не остается бюджета развития.
— Трудно понять: президент обещает в следующем году 100 новых школ, 100 новых детских садов, Вы говорите, что в половину меньше будет финансирование. Не то что строить новые, трудно будет удерживать уже существующие?
— Понимаете, надо оперировать теми цифрами, которые сейчас видим. Возможно, какая-то государственная программа будет специально направлена, чтобы построить или реконструировать 100 школ. Однако я вижу показатели госбюджета. По оценке специалистов, например, дополнительная дотация, о которой говорили выше, должна быть больше на 351 млн.грн.
— С чем можно сравнить недофинансирование этой статьи? Будет меньше зарплата или недостаток средств на питание детей?
— Приведу пример. В Запорожской области многие жители нескольких населенных пунктов не имеют централизованного водоснабжения — в Новониколаевском, Вольнянском районах, в Приазовье. Люди вынуждены покупать воду по 200 грн. за куб. Если сравнить с областным водоканалом, он продает воду по 12,47 без НДС.
Другой пример. Один километр водопровода, в зависимости от диаметра, стоит 1 млн.грн., то есть 100 млн.грн. — это 100 км водопровода. Это значит, что десятки тысяч людей можно было бы обеспечить качественной питьевой водой.
Можно было бы отремонтировать десятки километров труб на всей протяженности, например, западного группового водопровода, подающего воду от Акимовки в Бердянск. То есть область потеряла очень большую сумму по сравнению с прошлым годом!
— Егор Александрович, мы сейчас констатируем потери и проблемы. Народные депутаты понимают свою ответственность, они приходят на сессии областного совета? Или советуются с депутатами облсовета? Изучают эти проблемы? Лоббируют их решения?
— Мы увидим, насколько эффективно сработали народные депутаты, когда будет окончательно принят Закон Украины «О государственном бюджете на 2020 г.».
У нас есть вопрос, сколько конкретно средств получит Запорожская область на ремонт и реконструкцию дорог.
Напомню, что проблемой является ремонт трассы Запорожье-Васильевка-Мелитополь, Запорожье-Бердянск. Наши курорты пользуются спросом, поэтому восстановление этих трасс имеет приоритетное значение.
Государство показало, что может строить быстро на примере трассы Запорожье-Мариуполь. Поэтому мы ожидаем положительные сдвиги и по другим направлениям.
Имеет значение влияние депутатов и их активная позиция в отстаивании дополнительных дотаций, акцизного налога (после записи этого интервью выяснилось, что акцизный налог останется в местных бюджетах), чтобы экологический налог оставался на месте — это все полномочия народных депутатов Украины.
Еще приведу пример — на следующий год реверсная дотация, то есть изъятие из областного и местного бюджета увеличивается на 155 млн.грн. при том, что промышленная площадка чувствует системные проблемы. Эта дотация составит 741 млн.грн. — деньги, которые государство забирает у Запорожского региона. Если конкретно для областного бюджета, то это 123 млн.грн., опять же больше на 21 млн.грн., чем в прошлом году.
И теперь вспомните, что дополнительная дотация уменьшилась вполовину …
Есть один пример, в чем стало лучше: на содержание дорог местного значения из государственного бюджета в этом году область получит на 300 млн.грн. больше, почти 900 млн грн. Это нас очень радует, что можно быть спокойными за содержание дорог и в зимний период, и при выполнении определенных луночных ремонтов.
— В области побывал премьер. Риторика по развитию области неизменна уже несколько лет — достройка мостов, обеспечение конкурентоспособности продукции запорожских промышленников. Но какую финансовую поддержку государство гарантирует и что предусмотрено бюджетом именно для предпринимателей?
— Повторю мысль о том, что властям необходимо быть за круглым столом с промышленниками, федерацией работодателей, профсоюзами.
Любая цивилизованная страна мира поддерживает разумную отраслевую политику. Что это значит?
В экономике любого государства является исторически развитые отрасли, например, в Украине это машиностроение, самолетостроение, металлургия, энергетика. Государство делает акценты на развитии этих отраслей.
Этот принцип в Украине не применяется должным образом. Например, Запорожский железорудный комбинат. На уровне Верховной Рады предлагалось увеличить рентную плату за руду в 5 раз, то есть увеличить нагрузку на предприятие, на металлургические предприятия, покупающие эту руду. Это поставило бы на колени запорожскую металлургию.
По моей информации, федерация работодателей доказала, что нельзя принимать этот закон, ведь это потеря рабочих мест и вообще потеря металлургии как таковой.
Когда Вы говорите о поддержке отраслей промышленности со стороны правительства, это должно выражаться в формировании удобной налоговой системы, это единственный правильный путь поддержки тех или иных отраслей.
Какие отрасли необходимо поддерживать? Те отрасли, которые исторически дают Украине валютную выручку, стабильно удерживают рабочие места, а это машиностроение, металлургия, энергетика и т.д.
— То есть, прогнозируемой отраслевой политики Вы не видите?
— Сейчас, к сожалению, акцентированной разумной отраслевой политики я не вижу.
— Тарифы на газ. Тема рейтинговая в информационном пространстве и мучительная для каждого украинца, не только для промышленности. Что будет происходить с тарифами? Прогнозов много, профессиональных оценок почти нет. Ваши оценки и прогнозы?
— Дело в том, что Укртрансгаз заявил об увеличении тарифов на транспортировку газа на $ 33 за тысячу кубометров. И параллельно с этим газораспределительные организации, известные как облгазы, аналогично заявили о повышении тарифа на транспортировку распределительными сетями в среднем на $ 16. Суммарно эти действия, в случае их реализации, приведут к подорожанию газа для промышленности и населения на 1270 грн за тысячу кубометров. Дополнительные расходы украинских потребителей превысят 36 млрд грн. Это почувствует каждая украинская семья, однако, еще более мощный удар это нанесет по украинским химикам, производителям стекла, металлургам.
Для Запорожья металлургия базовая отрасль, которая удерживает наибольшее количество рабочих мест, осуществляет крупные отчисления в бюджеты всех уровней. Для нас принципиально важно, чтобы металлургия была в нормальном состоянии, это наша стабильность, залог поступательного развития.
Знаю, что сегодня происходит большая дискуссия между Федерацией работодателей, крупными промышленными корпорациями. Они хотят встречи с министром энергетики, с премьер-министром, чтобы доказать государству, которое утверждает этот тариф: если Вы поднимете цены на газ, Вы можете разрушить целые отрасли промышленности. Те отрасли, которые обеспечивают валютную выручку и удерживают сотни тысяч рабочих мест. Надо правильно расставлять приоритеты!
— Мы говорили о государственном бюджете, которые он будет иметь последствия для нашего региона. Все это ответственность народных депутатов, которые должны за него проголосовать. Мы говорили о поддержке народных депутатов Запорожья и области по лоббированию интересов региона. В общем Ваша оценка работы новой Верховной Рады? Их собственная оценка, делается очень много и принимается много законов, которые скажутся на дальнейшей жизни украинцев. Вы видите в перспективе улучшение от тех законов, которые уже приняты?
— Я вижу много гуманитарных инициатив, в частности, отмена депутатской неприкосновенности.
Однако в то же время, многие инициативы, которые не оговорены с обществом, в частности — открытие рынка земли. Можно прогнозировать, что открытие рынка земли даст определенное экономическое оживление. Однако, в то же время, сегодня общество не готово к открытию рынка земли. На днях было перекрытие трассы в районе Новобогдановки Мелитопольского района именно в качестве протеста против земельного вопроса. Фермеры не готовы к этому, люди не готовы, не было широкого обсуждения этого вопроса. И вообще, кто сегодня знает, по каким правилам хотят открыть рынок земли?
Я понимаю так, что если хотите открыть рынок, покажите проект закона, за который планируете голосовать, с конкретными правовыми механизмами, обсудите на уровне всей Украины, а лучше сделайте референдум.
Уже после этого можно говорить о принятии решений. Да, в странах мира открытый рынок земли, однако для этого есть цивилизованные механизмы, которые работают уже десятки лет.
Мы говорим об открытии рынка земли, а по каким правилам, никто не понимает. Будут ли иностранцы иметь право покупать эту землю? Останется ли вообще украинский фермер?
На своем личном опыте: приезжаешь в село, в котором арендатор земли, большой фермер, живет в Киеве. Он не общается с жителями, он не поддерживает системно детский сад, дом культуры на этой территории.
И приезжаешь в другое село, где фермер живет рядом с людьми — да, он обеспеченный человек, однако он системно помогает односельчанам, вкладывает собственно заработанные средства в дом культуры, в школу, он присутствует на территории. И вообще успех любой страны, любой территории — это иметь базовое предприятие. Например, для Днепрорудного это Запорожский железорудный комбинат, для Запорожья — это большая исторически мощная промышленная площадка, для маленького села — это мощный фермер или фермерское хозяйство. При таких условиях будет постепенное развитие территории.