17 декабря на сессии Запорожского горсовета был избран секретарь городского совета, утвержден состав и руководители профильных депутатских комиссий. В тот же день состоялись первые заседания комиссий. Руководитель бюджетной комиссии Запорожского горсовета, представитель фракции Оппозиционного блока Руслан Божко рассказал о составе возглавляемой им профильной комиссии, о задачах и принципах работы депутатов.
Говорим на одном языке
– Руслан Анатольевич, Ваши впечатления от первого заседания профильной комиссии, какие задачи ставите перед коллегами?
– На сегодня бюджетная комиссия – одна из самых сбалансированных. В нее вошли 2 депутата прошлого созыва, которые также работали в бюджетной комиссии: Виктор Иванович Великий был ее главой, а Павел Андреевич Михайлик – заместителем. Это люди, которые разбираются в ситуации, работали над бюджетом города в прошлую каденцию, продолжат эту работу. Таким образом, обеспечена преемственность опыта в бюджетной политике. В целом состав нашей комиссии достаточно профессиональный, поскольку все имеют техническое, экономическое или финансовое образование. Соответственно я, как глава комиссии, ожидаю продуктивной работы от своих коллег. Безусловно, политическая риторика в высказываниях отдельных депутатов еще присутствует, но в целом первое заседание комиссии прошло конструктивно. Все понимают цифры, участвовали в процессе бюджетирования, наши обсуждения были короткими и эффективными. По-сути мы говорим на одном языке. Верю, что при формировании экономических инициатив депутаты нашей комиссии будут работать слаженно и конструктивно.
– Вы говорили о задачах, принципах работы?
– Да. Формулируя принципы нашей работы, мы были едины во мнении, что наша главная цель – добиться эффективности работы городского хозяйства для обеспечения максимально комфортных условий жизни горожан. Мы в комиссии будем использовать принцип разделения обязанностей, когда отдельные члены комиссии будут курировать свое направление – как в рамках бюджета, так и в рамках отдельных инициатив и проектов.
Депутатский корпус должен работать над созданием максимально благоприятных условий для экономического роста. Поэтому здесь важно работать не только с бюджетом КП, города, как источниками наполнения казны города, нужно еще серьезно заниматься проектами, которые будут позволять привлекать финансы под госгарантии, финансы европейских и американских доноров.
Работать по-новому
– Руслан Анатольевич, Вы уже работали над формированием предложений к бюджету Запорожья на 2016год, ознакомились с функционированием финансовой системы города. Как финансовый директор завода, специалист в сфере экономики и финансов, имеющий опыт работы также и в крупных консультационных кампаниях, какие Вы увидели проблемы и что, по Вашему нужно сделать для их преодоления?
– Проблем много! В дополнение к проблемам воровства и безхозяйтвенности, добавляются и системные проблемы: недоимки, неэффективность менеджмента, недофинансирование, долги по заработной плате, несбалансированность тарифов, потери. Поэтому уже сегодня понятно, над чем предстоит работать.
Нужно обеспечить бюджетную и финансовую дисциплину, как на уровне мэрии, так и в каждом коммунальном предприятии Запорожья. Каждый руководитель КП должен понимать, какие у предприятия целевые финансовые показатели, как он их планирует достичь и отчитываться по мере реализации промежуточных задач. Для этого должна быть обеспечена прозрачность. Нам предстоит провести ряд реформ, в том числе – изменения в финансовой системе города. В первую очередь, должна быть создана система управления ликвидностью. Ликвидность – это показатель скорости конвертации необоротных активов в оборотные, по которой можно судить о том, насколько предприятие может обеспечивать свои денежные обязательства. Только управляя ликвидностью, возможно не допустить задолженности коммунальных предприятий по заработной плате и другим социально важным платежам. Также нужно проанализировать учетные и бухгалтерские информационные системы, которые обслуживают предприятия. Затем – в целом оценить структуру и эффективность финансовой и экономической функций мэрии, адаптируя их под потребности города и горожан.
– Вы сказали, что у каждого коммунального предприятия должен быть финансовый план. Предполагается его защита?
– В первую очередь эта защита должна проходить под руководством нашей профильной комиссии. Мы должны четко видеть не только плановый финансовый результат и денежный поток, но и понимать, какие ожидаются целевые показатели по потерям, какие мероприятия по экономии каждое из коммунальных предприятий планирует провести в 2016 году. Эта дисциплина закладывается на уровне финансового планирования – финпланы должны быть составлены, защищены и по ним должны работать все КП.
Как и многие депутаты и общественность города мы ждем результатов аудита. По его окончанию мы будем видеть ряд системных проблем, которые есть на коммунальных предприятиях.
Громада – лучший контролер
– Во время избирательной кампании Вы говорили об обеспечении прозрачности работы власти. Как будете этот принцип воплощать?
– Я – за прозрачность и открытую коммуникацию. Речь как об обмене информации между фракциями, так и о свободном доступе горожан к информации о работе власти. Должен быть также существенно повышен уровень прозрачности в финансовой системе города. В других городах показатели местных бюджетов и их выполнение в инфографике чуть ли ни ежедневно выкладываются на сайте мэрии и все желающие могут просмотреть. В Запорожье же пока не сформирована потребность громады в восприятии, понимании, аналитике бюджета.
– Сможет ли каждый житель разобраться в финансовых тонкостях и нужно ли ему это?
– Действительно, сегодня по общим суммам и показателям далеко не каждый человек сможет понять, сколько именно денег будет направлено на больницу, расположенную именно в его районе, на его дом, двор, школу, где учится его ребенок. Мы должны эту ситуацию изменить. Контроль со стороны общественности как раз и будет одним из самых эффективных инструментов. Пока же на этапе планирования есть определенный разрыв связей. И поэтому по умолчанию люди привыкли сетовать на то, что все плохо, все воруют, и т.д. Почему же при принятии бюджета ни одна общественная организация в этом не участвует? А когда мы создадим систему, когда будут ключевые показатели по каждой отрасли, аналитика и инфографика по каждому направлению: сколько каждая больница получает средств из бюджета, какая по плановым цифрам средняя зарплата, сколько там обслуживается пациентов, какие суммы выделяются на питание и т.д., люди будут вовлекаться в этот процесс, задавать вопросы, а затем требовать прозрачности расходования этих средств, исполнения бюджета. Ведь в западных странах жители действительно контролируют эти процессы – от тех сумм, которые они платят в бюджет с налогов – до их расходования.
– Вы за диалог в этом процессе?
– Безусловно. При защите бюджетных статей, как на этапе планирования, так и реализации, должен быть диалог. Причем диалог не только с общественностью, но и с основными бюджетонаполняющими предприятиями города. Нам нужно привлекать финансовых директоров крупных предприятий, которые могут адекватно и профессионально оценить бюджетные статьи, дать рекомендации и в случае необходимости посодействовать той или иной инициативе. Естественно, нужно предусмотреть также привлечение к этому процессу профильных специалистов и экспертов.
В Запорожье есть потенциал
– Экономическая ситуация в Украине, мягко говоря, сложная. Бюджет несбалансированный, о развитии и инфраструктурных проектах никто даже не мечтает. Есть ли перспективы у Запорожья?
– Я не зря говорю, что нам предстоит создать условия для привлечения инвесторов. Если в город зайдут деньги, которые вольются в его экономику – это уже большой плюс. Поэтому важно не фокусироваться только на вопросе бюджета, а работать с грантами, международными инвесторами. Но предварительно – заняться повышением уровня кредитного профайла города Запорожья и непосредственно коммунальных предприятий.
Начиная с сайта, зайдя на который потенциальный инвестор понимает, что организация серьезная, структура прозрачная и эффективно работает. Что можно проанализировать, есть ли дефицит, посмотреть разбивки по финансовой отчетности, узнать брались ли кредиты, какие операции проходили в течение несколько лет, как организованы процедуры… Все это – показатель серьезности структуры, основание для доверия инвесторов. Ведь тот же Киев привлекает еврооблигации и активно развивается. Более того, на мой взгляд, крупные инфраструктурные проекты невозможны без этого источника. В том числе – наши пресловутые мосты, аэропорт. Еще один из источников средств – муниципальные облигации. Это – цивилизованный формат, который активно работает на Западе. Мы же – в начале этого пути и все проблемы начинаются с отсутствия системности и последовательности.
– Ваши прогнозы относительно бюджетного финансирования строительства мостов в Запорожье?
– Если реалистично посмотреть даже на в ту версию бюджета, которую мы предложили для Запорожья исходя из прогнозных показателей, в 2016г. нам не достает 400 млн.грн. Откуда такая сумма? Инфляция 2015 года составила 40%, а компенсируется всего 12%. То есть государство изначально не компенсирует населению почти 30% потери покупательной способности денег. Но даже только 12% инфляция предполагает расходную часть 5 млрд.грн., а у нас – на 400 млн. меньше. То есть даже при заниженной прогнозной инфляции 400 млн.грн. не закладывается в бюджет. Почему? Чтобы балансировать доходную и расходную часть. Даже этот простой анализ показывает, что государство не способно финансировать инфраструктурные объекты. Можно конечно долго говорить о перспективах получения денег из казны государства или под госгарантии, но конца и края этому процессу не видно. Особенно сейчас, когда в стране война и средства отвлекаются на другие цели. А инфраструктурные объекты не должны быть долгостроем, иначе они начнут разрушаться еще в ходе строительства. На мой взгляд, для таких проектов нужно создать необходимые условия, одним из которых является структура, сделать бюджет города бездефицитным. И столкнуть с места вопрос строительства крупных объектов. Можно еще рассматривать схему концессии, но тут важно понимать, что это предполагает инвестирование частного капитала сегодня с очень длинным периодом окупаемости. Учитывая, что инвестиционный климат и бизнес климат в Украине в целом далеко не позитивный, более того – рейтинг нашей страны оценивается как преддефолтный, никто не хочет рисковать деньгами как частный инвестор. И с этим могут быть проблемы.
– Но ведь передача моста в концессию сегодня автоматически будет означать платный проезд по мостам завтра?
– В Европе, когда реализуются большие концессионные проекты, всегда есть альтернатива – либо ты хочешь ехать прямо и быстро, но за деньги, либо долго и с проблемами. Хороший уровень услуг должен что-то стоить. В нашем обществе пока нет адекватного отношения к таким проектам, нет понимания, что в принципе нужно платить за дороги, если они качественные и прямые. Поэтому инвесторы опасаются вкладывать в такие проекты деньги. Плюс – законодательство Украины не внушает уверенности в перспективах такого бизнеса
– Руслан Анатольевич, Вы рассказали о планах, реализация даже четверти которых сдвинет ситуацию в Запорожье. Вы верите в то, что наш город можно изменить?
– Конечно. И наглядный пример для меня – австрийский город Линц. Это город промышленный, с заводом, расположенным в черте города. Пример Линца показывает, что промышленный город может быть достаточно крупным и при этом экологически чистым, удобным и комфортным для горожан.
Я верю, что Запорожье имеет хороший потенциал в виде развитой и работающей промышленной площадки. Сегодня это преимущество, которое нельзя недооценивать. Потому что сегодня экономика сжимается, рабочие места исчезают и с нуля развиться городу невозможно. А в Запорожье есть потенциал, который формировался десятилетиями: образование, преемственность рабочих, опыт. Плюс к этому – оборудование, процессы, технология. Все это есть в Запорожье. А значит есть с чего начать. Это как со строительством железной дороги: чтобы проложить рельсы, нужны время и инвестиции, а затем все работает как часы, поезда комфортно и быстро ездят. Так и здесь. Достаточно настроить процессы – и асфальт будет укладываться, и крыши ремонтироваться, и денег на зарплату хватит.