Маршрутки-убийцы: в среднем 1 человек в день гибнет в ДТП при участии микроавтобусов.
Ужасные кадры аварий с участием маршрутных такси моментально облетают всю страну. Люди сочувствуют пострадавшим и родственникам погибших, возмущаются безалаберности перевозчиков и власти. А на утро – сами становятся потенциальными жертвами таких ДТП. Потому что садятся в переполненную маршрутку, которая не отвечает требованиям безопасности, и едут на работу или по своим делам, не замечая, что водитель не соблюдает правил дорожного движения и превышает скорость. Почему? Да потому, что выбора нет. Система общественного транспорта во всех украинских городах практически разрушена.
Жизнь – расплата за скорость…
Только за 6 месяцев 2015 года, по данным ГАИ, в ДТП, по вине водителей маршруток в Украине погибло 19 человек, больше 230 – получили травмы. И это количество увеличивается с каждой новой аварией. Запорожье также внесло свою печальную «лепту» во всеукраинскую статистику. Сразу два серьезных ДТП с участием маршруток – 2 и 16 сентября. И в первом, и во втором случае – пострадало по 12 человек. Чудом обошлось без летальных исходов. Причина – нарушение водителями правил дорожного движения. Пугают и регулярные сводки ГАИ о при задержании при очередном рейде пьяного водителя маршрутки.
Частые причины ДТП – и превышение скорости. Это – постоянное явление на дамбе – от остановки транспорта ул.Гагарина до ул.Пушкина. Ирина Иванцова, пассажирка маршрутки рассказывает: «Когда-то обратила внимание на спидометр в маршрутке – выше 120 км/час. Пыталась сделать замечание водителю, чтоб скорость сбавил, так на меня еще и пассажиры накинулись. Пусть едет, мы спешим».
Действительно, маршрутки – быстрый и мобильный транспорт. Ходят часто. Особенно, на фоне отсутствия общественного транспорта – больших автобусов, комфортабельных троллейбусов и трамваев. Нет, они, конечно, есть, но потребностей горожан не покрывают. Поэтому и держатся люди за этот опасный, но порой – единственный способ добраться до работы. Ведь в некоторых частях города – просто нет альтернативы.
Это касается и междугородних перевозок, особенно – в масштабах области. Там тоже все заполонили маршрутки. Причем, большинство из них – нелегалы. Видели объявления – заберем и отвезем из любого района в Кирилловку, Бердянск и тд.? Практически 90% этих машин нелегально пассажироперевозками занимаются. А значит – за нашу безопасность вообще никто не отвечает. Но даже и легальные маршрутки, которые выходят с автовокзала с документами, позволяют себе нарушать правила, «набивая» маршрутки битком. А то, что практически все машины – старые и в них просто страшно садиться – это вообще отдельный разговор.
Кто контролирует состояние машины, которая выходит на дорогу? Конечно, Госпромнадзор и прочие структуры совместно с ГАИ периодически проводят рейды, но ситуацию это не меняет. А вот кто отвечает за безопасность популярного нынче газового оборудования, установленного в маршрутках – большой вопрос.
Кому выгодно?
По словам первого заместителя министра инфраструктуры Владимира Шульмейстера, за годы независимости количество городского общественного транспорта сократилось с 12,3 тыс. единиц до 6,2тыс. И 80% критически изношено. Потому что с 1991 года система муниципального транспорта не обновлялась. В местных бюджетах на это просто не было денег. Поэтому парк троллейбусов и трамваев, кстати, самого экологичного транспорта – сокращался, так же, как и больших автобусов. А количество маршруток – наоборот увеличивалось. От этого возрастает и степень загазованности улиц. Планы по обновлению парка троллейбусов и автобусов муниципального транспорта принимаются, но пока все упирается в финансирование. Или в нежелание?
Если что-то происходит – это кому-то выгодно. Кому? Власти! И государственной, и в первую очередь – местной. Поэтому и не остановили развал общественного городского транспорта, поэтому дальше разговоров дело борьбы с нелегалами не идет. Сколько было предложений – от маркировки легальных маршруток желтыми номерами до постоянных рейдов против нарушителей. А воз – и ныне там. Вернее, не воз, а полуразрушенная маршрутка. Сами маршрутчики «не для прессы» говорят – вся система тендеров построена на откатах. Никто не смотрит ни на количество машин в парке, не на квалификацию водителей, а лишь на то, кому принадлежит фирма или кто больше готов отдавать с маршрута. Поэтому за «хлебные» маршруты – идет война, а менее прибыльные очень часто не имеют ни одного желающего возить пассажиров. Зато «нужные» перевозчики имеют теперь возможность шантажировать власть, заставляя поднимать тарифы, отказываясь возить льготников и так далее.
Нужно системное реформирование!
Конечно, за один день проблему общественного транспорта не решить. Тут нужен системный подход. Министр инфраструктуры и транспорта Оппозиционного правительства Владимир Шемаев считает, что проблемы общественного транспорта нужно решать в комплексе. Необходимо создать новые рабочие места в транспортной отрасли, реформировать дорожное хозяйство и сделать транспорт доступным, комфортным и безопасным. В оппозиции уже разработали программу по модернизации парка троллейбусов, автобусов и трамваев. А после воплощения в жизнь принципов бюджетной и финансовой децентрализации на местах смогут обновлять муниципальный транспорт в сотрудничестве с национальными производителями, такими как львовский «Электрон», ЛАЗ, «Богдан» и другими.
Кроме того, модернизация системы общественного транспорта невозможна без социальной защиты тех, кто в этом нуждается. С 1 июня 2015 года отменены льготы на проезд для миллионов украинцев – чернобыльцев, ветеранов, пенсионеров, школьников, учеников сельских школ, ветеранов труда и других категорий. В оппозиции предлагают создать реестра льготников, а потом – выплачивать адресные средства на транспортные расходы гражданам в размере как минимум 150-200 грн. на человека в месяц. Это позволит снизить коррупцию при распределении компенсаций перевозчикам и вместе с тем сохранить доступ к транспортным услугам для малообеспеченных граждан.
Ростислав Шурма, руководитель Запорожской областной организации Оппозиционного блока:
– Чтобы в масштабах города обеспечить бесперебойную работу транспорта европейского уровня, нужно, в первую очередь, желание. Маршрутки, которые не только неудобны, неподготовлены, но и представляют угрозу для жизни горожан, необходимо заменить. У нас есть реальная программа, как обеспечить работу крупноформатных автобусов европейского уровня, мы уже сегодня думаем о том, как поддержать работу электротранспорта. В планах – перейти на электроавтобусы, которые полностью заменят топливные автобусы и трамваи. Но это вопрос перспективы, после того как данный транспорт станет массовым. И, конечно же, мы восстановим нормальное соединение общественного транспорта между всеми ключевыми населенными пунктами Запорожской области.
Но транспорт – это полдела. Мы в течение пяти лет обеспечим в Запорожье качественный ремонт всего без исключения дорожного полотна и тротуаров. Модернизируем и обновим аэропорт, ЖД вокзал, ключевые магистрали Запорожья. В том числе, сделаем нормальный выезд по северной части города на объездную дорогу и нормальный выезд с Набережной на южную часть объездной. Таким образом, сделаем нормальное кольцо вокруг Запорожья, которое существенно оптимизирует транспортные потоки.